вторник, 27 августа 2013 г.

Нацкомфинуслуг признала законной продажу банками долгов физических лиц коллекторским компаниям

Вслед за Национальным Банком Украины, Нацкомфинуслуг поддержала позицию банковского сообщества относительно законности заключения банками договоров переуступки права требования в пользу коллекторских компаний.
Киев, 20 августа 2013 г. – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), не отрицает возможность продажи долгов физических лиц. Об этом говорится в ходе встречи руководства комиссии и Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» в связи с резонансом, которое получило в прессе письмо Нацкомфинуслуг относительно возможности заключения договоров факторинга только по долгам субъектов хозяйствования.
УКБС напоминает, что речь идет о письме Нацкомфинуслуг № 3772/16-12 к физическому лицу, в котором разъяснялось содержание финансовой услуги факторинга. В частности, отмечалось, что такая услуга заключается в финансировании клиентов, получении платы за пользование денежными средствами и приобретении уступленного права денежного требования к должникам, которые являются субъектами хозяйствования. Вместе с тем, отмечалось, что заключение небанковским финансовым учреждением (фактором) уступленного права требования к должникам – физическим лицам, является нарушением требований пп. 2 п. 1 распоряжения комиссии № 231 от 03.04.2009.
Такая позиция Нацкомфинуслуг вызвала беспокойство участников рынка продажи проблемных долгов, учитывая несоответствие Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Согласно ст. ст. 1, 4 настоящего Закона факторинг относится к финансовым операциям. То есть операций с финансовыми активами, которые осуществляются в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, – и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.
При этом, действующее законодательство, в частности Гражданский кодекс Украины, не содержит никаких ограничений как по субъектному составу, так и по праву на определение цены уступленного требования на определенном уровне. Договор уступки права требования, как общая договорная конструкция, является основанием для возникновения правоотношений, участниками которых являются любые физические или юридические лица.
В частности, согласно ст. 1079 Гражданского кодекса Украины, клиентом в договоре факторинга может быть физическое или юридическое лицо, являющееся субъектом предпринимательской деятельности, а фактором – банк или другое финансовое учреждение, которое в соответствии с законом имеет право осуществлять факторинговые операции. Других ограничений относительно субъектного состава указанных договоров ГК не содержит.
Представители УКБС также обратили внимание Нацкомфинуслуг, что позиция, изложенная в вышеупомянутом письме, создает лишние юридические и налоговые риски для участников рынка купли-продажи плохих долгов. Поскольку содержит фрагментарное толкования норм действующего законодательства и конфликтует с позицией другого регулятора рынка – Национального банка, который поддерживает позицию банковского сообщества относительно законности заключения банками договоров переуступки права требования, в том числе с дисконтом в пользу каких-либо третьих лиц. Это подтверждают и выводы Верховной Рады, специалистов юридических и аудиторских компаний, в т.ч. международной компании «Эрнст энд Янг».
По итогам встречи отмечено о важности ограничения недобросовестных должников в попытках изобрести новые мошеннические схемы для невозврата своих долгов.
«Ранее УКБС внес на рассмотрение ВР и Миндоходов предложения в отношении четкого разграничения в законодательстве понятий переуступки права требования и факторинга, во избежание их двусмысленного толкования и минимизации, связанных с этим юридических и налоговых рисков, – отмечает Генеральный директор Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галина Олифер. – Ведь участники рынка заинтересованы в четком законодательном регулировании существующих отношений по продаже проблемных активов, которое бы позволяло рынку функционировать прозрачно, гарантировало защиту прав и законных интересов его участников. А также было бы эффективным с налоговой точки зрения и позволяло эффективно наращивать инвестиционные ресурсы экономики. Емкость рынка проблемной задолженности в 76,04 млрд. грн. (по данным НБУ на 01.07.2013) является весьма привлекательным инвестиционным активом и может стать катализатором развития институтов финансового рынка».
Источник: УКБС