Вслед за Национальным Банком Украины, Нацкомфинуслуг поддержала позицию банковского сообщества относительно законности заключения банками договоров переуступки права требования в пользу коллекторских компаний.
Киев, 20 августа 2013 г. – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), не отрицает возможность продажи долгов физических лиц. Об этом говорится в ходе встречи руководства комиссии и Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» в связи с резонансом, которое получило в прессе письмо Нацкомфинуслуг относительно возможности заключения договоров факторинга только по долгам субъектов хозяйствования.
УКБС напоминает, что речь идет о письме Нацкомфинуслуг № 3772/16-12 к физическому лицу, в котором разъяснялось содержание финансовой услуги факторинга. В частности, отмечалось, что такая услуга заключается в финансировании клиентов, получении платы за пользование денежными средствами и приобретении уступленного права денежного требования к должникам, которые являются субъектами хозяйствования. Вместе с тем, отмечалось, что заключение небанковским финансовым учреждением (фактором) уступленного права требования к должникам – физическим лицам, является нарушением требований пп. 2 п. 1 распоряжения комиссии № 231 от 03.04.2009.
Такая позиция Нацкомфинуслуг вызвала беспокойство участников рынка продажи проблемных долгов, учитывая несоответствие Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Согласно ст. ст. 1, 4 настоящего Закона факторинг относится к финансовым операциям. То есть операций с финансовыми активами, которые осуществляются в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, – и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.
При этом, действующее законодательство, в частности Гражданский кодекс Украины, не содержит никаких ограничений как по субъектному составу, так и по праву на определение цены уступленного требования на определенном уровне. Договор уступки права требования, как общая договорная конструкция, является основанием для возникновения правоотношений, участниками которых являются любые физические или юридические лица.
В частности, согласно ст. 1079 Гражданского кодекса Украины, клиентом в договоре факторинга может быть физическое или юридическое лицо, являющееся субъектом предпринимательской деятельности, а фактором – банк или другое финансовое учреждение, которое в соответствии с законом имеет право осуществлять факторинговые операции. Других ограничений относительно субъектного состава указанных договоров ГК не содержит.
Представители УКБС также обратили внимание Нацкомфинуслуг, что позиция, изложенная в вышеупомянутом письме, создает лишние юридические и налоговые риски для участников рынка купли-продажи плохих долгов. Поскольку содержит фрагментарное толкования норм действующего законодательства и конфликтует с позицией другого регулятора рынка – Национального банка, который поддерживает позицию банковского сообщества относительно законности заключения банками договоров переуступки права требования, в том числе с дисконтом в пользу каких-либо третьих лиц. Это подтверждают и выводы Верховной Рады, специалистов юридических и аудиторских компаний, в т.ч. международной компании «Эрнст энд Янг».
По итогам встречи отмечено о важности ограничения недобросовестных должников в попытках изобрести новые мошеннические схемы для невозврата своих долгов.
«Ранее УКБС внес на рассмотрение ВР и Миндоходов предложения в отношении четкого разграничения в законодательстве понятий переуступки права требования и факторинга, во избежание их двусмысленного толкования и минимизации, связанных с этим юридических и налоговых рисков, – отмечает Генеральный директор Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галина Олифер. – Ведь участники рынка заинтересованы в четком законодательном регулировании существующих отношений по продаже проблемных активов, которое бы позволяло рынку функционировать прозрачно, гарантировало защиту прав и законных интересов его участников. А также было бы эффективным с налоговой точки зрения и позволяло эффективно наращивать инвестиционные ресурсы экономики. Емкость рынка проблемной задолженности в 76,04 млрд. грн. (по данным НБУ на 01.07.2013) является весьма привлекательным инвестиционным активом и может стать катализатором развития институтов финансового рынка».
Источник: УКБС